ГОСУДАРСТВО И РЫНОЧНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Советские экономисты (целое созвездие выдающихся имен) ранне- и позднеперестроечного периодов разрабатывали масштабные проекты реформ, полагая существующим невероятно мощное государство, способное, по их мнению, генерировать рыночные институты и достаточно скоро привести эти институты к дееспособному состоянию (хотя смысл «Перестройки», собственно, состоял в демонтаже этого «самодостаточного» государства, которое в итоге и распалось в результате взаимоналожения идеологического, политического и социально-экономического кризисов).

«Архитекторы реформ», определявшие себя в качестве «радикальных реформаторов», исходили из того, что для генерирования эффективных рыночных институтов государство вообще не нужно – поскольку породить их должна была рыночная среда, выпущенная на свободу после распада того самого всесильного государства. Она и породила, но эффективность и социальная польза от этих институтов были неоднозначны – все вылилось в специфическую модель сначала криминального, а потом и олигархо-бюрократического капитализма (впрочем, первое не исключало второго).

Восстановление позиций государства с начала 2000-х годов привело к заметному усложнению взаимоотношений государства с рыночными институтами, породив новые неформальные практики. Желаемого баланса интересов государства и рыночных институтов снова не получилось. Таким образом, поиск концептуальной модели такого баланса интересов все еще продолжается.