И СНОВА О РЕФОРМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Стратегия оптимизации российской системы образования, если отбросить периодически повторяющиеся риторические упражнения, разрушает образование как социальное благо, превратив его в товар, доступный немногим. В этом очевидно прослеживается логика кастового, а не современного общества

Безусловно, цена на публичные блага должна формироваться с участием государства и с учетом социальных приоритетов. Страны, думающие о развитии, стремятся сделать образование более доступным для своих граждан, превращая его поэтапно в социальное благо. В то время как страны «третьего мира», развивающиеся в рамках модели «периферийного капитализма»,  превращают образование в «чистый» товар.

В Германии, пример которой приводят приверженцы российской версии «болонского процесса», жители страны после долгих общественных дискуссий оставили образование бесплатным. Китай, не имевший до сегодняшнего дня развитых механизмов социального государства, в рамках взятой на вооружение стратегии "новой нормы", планирует осуществить постепенную социализацию образования. Российская же система образования эволюционирует сегодня не в направлении экс-СССР (система государственных гарантий и открытости), а скорее в направлении условной «Мексики» (коммерциализация и отказ от "нерентабельных" (якобы) образовательных активов).

В этой связи, России, и в образовательной сфере, важно определиться, что есть государство: «опекун» для граждан, поощряющий их пассивность и инфантильность, или инструмент развития, его стимулятор и координатор. Конечно, решая задачи социального развития, государство призвано действовать в связке с представителями различных подсистем общества, в том числе, и с бизнесом. Однако последнее не означает превращения ученых и преподавателей в собственно бизнесменов, хотя науке, в определенной степени, и необходимы менеджеры от образования, в том числе, и коммерческого профиля. Главное, что следует понять сегодня сторонникам эффективной и ответственной модернизации образовательной сферы: доступное и качественное образование - ключевой фактор формирования социального капитала и социального развития в целом, и сделать его таким без участия государства и гарантий с его стороны невозможно.

К сожалению, логика российских "либеральных" реформаторов от образования является противоположной по своему смыслу.