К ТРЕТЬЕМУ РОССИЙСКОМУ ПРОЕКТУ: ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ

Россия в течение ХХ века пережила поражение двух масштабных политико-идеологических проектов – имперско-монархического и коммунистического (третий, либеральный, состоялся отчасти и сохранился фрагментарно, преимущественно в социально-экономической сфере). Как показано в ряде работ ВП СССР, все вышеназванные проекты, в значительной степени вытекали из так называемой толпо-"элитарной" концепции, а, следовательно, их поражение было лишь вопросом времени. Все остальное - идеологические дискуссии, попытка заимствования чужих моделей, приспособление к политической конъюнктуре, ориентация по наитию.

Но современный мир по-прежнему характеризуется продолжающейся конкуренцией нескольких больших политико-идеологических проектов, хотя и вытекающих, возможно, в определенной степени, из той же самой толпо-"элитарной" концепции. Не отсутствием ли четко сформулированной не-толпо-"элитарной" концепции и вытекающего из него полноценного «третьего проекта» политико-идеологического развития России объясняются её многие проблемы и неуспехи? Даже если говорить только о проектах политико-идеологического развития страны и российско-евразийского большого пространства, то обеспечение комфорта для правящего слоя и даже для креативного класса таковым проектом считаться не может; равно как не могут являться таковыми и обслуживающие подобный комфорт квазиидеологические симулякры.

Главное же при этом состоит в том, что любой национальный проект – это прежде всего набор стратегий и комплекс социально-политических технологий их реализации, направленный на достижение определенного вектора целей, на реализацию определенной концепции. В противном случае ресурсы нации расходуются впустую, "куда ветер дует", и после «жирных лет» неизбежно наступает жесточайшая фрустрация. Современная Россия до сих пор представляет из себя не знающего куда ему податься "богатыря на распутье" и, видимо, будет вынуждена делать свой выбор уже в условиях углубляющегося системного кризиса, когда альтернативой собственной концептуальности и вытекающей из неё политико-идеологической «проектности» может быть только углубляющийся хаос и итоговый распад в интересах одного или нескольких иных больших проектов толпо-"элитаризма". Tertium non datur.