КОМПЛЕКС ГЕРОСТРАТА?

Процесс слияния-укрупнения вузов в регионах России, помимо провоцирования управленческого хаоса, является деструктивным с точки зрения общей логики развития образовательного пространства регионов. Подобно укрупнение уменьшает естественное разнообразие образовательных профилей и услуг, существующих на местах, разрушает научные школы и целые направления, сложившиеся в рамках вузовских факультетов и кафедр, подлежащих ликвидации и трансформации в процессе укрупнения. Огромный ущерб претерпевают вузовские и научные сообщества регионов, которые ослабевают в кадровом отношении и лишаются всяких признаков автономии, превращаясь в простой объект бюрократического манипулирования. Вследствие механических укрупнений и объединений разрушаются внутривузовские и межвузовские, межкафедральные и межфакультетские сети, за счет которых в период перманентного кризиса и недофинансирования системы высшего образования сохранялось образовательное пространство регионов, разрушаются существовавшие в течение десятилетий вузовские кафедры, которые в течение десятилетий являлись «ядрами» не только образовательного процесса, но и научной жизни на местах. На место «постсоветской архаики» приходит очередное издание «потемкинских деревень» - так называемых «опорных вузов». Однако самое тяжелое связано с тем, что разрушаемый таким образом образовательный потенциал регионов практически не восстановим, поскольку в основном создавался в других условиях и на другой социально-экономической основе. Однако, увы, геростратов от образовательной реформы последнее, похоже, волнует мало.