О "БОЛОНСКОМ" ПРОЦЕССЕ В РОССИИ

В России, как бы к этому не относиться, не было и нет "Болонского процесса" - в смысле диалога соответствующих ведомств, научного и преподавательского сообществ о путях реформирования образовательной системы, предполагающих ее последовательное качественное совершенствование. Во-первых, автономия ВУЗов не расширяется, но последовательно сужается. Во-вторых, вместо повышения качества образования в процессе «оптимизации» ВУЗов происходит количественное сокращение, касающееся далеко не только управленческого аппарата, но и профессорско-преподавательского состава (ППС). В итоге, если столицы сохраняют свой научный потенциал и в подобных «оптимизированных» условиях, то в провинции, не столь богатой в плане научной жизни, происходит необратимый процесс распада научных школ, имевших своей базой не академические центры, но обычные ВУЗы.

Что же скрывалось в действительности под вывеской «Болонского процесса»? По всей видимости, под этой вывеской скрывался процесс последовательной маргинализации различных "сегментов" образовательного сообщества, и управляемое подведение системы образования под некоторые выморочные и "перифери́йные" стандарты. Не более того. Главное же состоит в том, что российское образование, находившееся в течение всего периода новейшей российской истории в состоянии перманентного  реформирования, превращается из одного из немногих оставшихся социальных благ в товар и приобретает кастово-элитарный характер. Говорить в подобных условиях об образовании как о ресурсе развития общества, увы, не приходится.