О РОМАНЕ ВИКТОРА ПЕЛЕВИНА «СМОТРИТЕЛЬ» И РЕАКЦИИ НА НЕГО ДМИТРИЯ БЫКОВА

Известный писатель, общественный деятель и публицист Дмитрий Быков подверг сокрушительной критике новый роман Виктора Пелевина «Смотритель» («Орден желтого флага»). По мнению Быкова, данный роман «являет собой вялый, исполненный весьма суконным языком перепев всего, что писал Пелевин до сих пор, только уже без всякой связи с реальностью и без единой шутки». Быков рассматривает подобную творческую неудачу как признак глубокого упадка известного писателя. Позиционируя себя, как видного специалиста по истории русской литературы, Быков всерьез полагает, что «Смотритель» есть не что иное, как  «роман об оптимальном способе существования современного писателя». И лучшее, на что способен Пелевин, по убеждению Быкова - это «продать нулевой во всех отношениях текст за ненулевую сумму и тем сохранить себя до лучших времен» в современной антиинтеллектуальной России, особый «способ неписания».

Как представляется, причины «показного равнодушия», если не антипатии, Быкова к последнему сочинению Пелевина, в частности, и к его творчеству, в целом, лежат всё же в иной плоскости. На мой взгляд, Пелевин – почти гениальный современный писатель, показавший не только «отсутствие советской вечности» (по Быкову), но и способность обнаружить за многочисленными симулякрами посюстороннего российского бытия разверзшиеся метафизические бездны (для Быкова же как для приверженца известного идеологического проекта метафизическая глубина у России отсутствует как таковая, а наличное существование её вне этого самого проекта представляет собой некоторое «нагромождение абсурда»).

Но главная причина неприятия Быковым последнего романа Пелевина, как мне представляется, заключается все же в другом. Литературоведа Быкова возмутила прежде всего попытка писателя Пелевина включить представителей «авангардного класса» (прогрессоров) в саму ткань российского Постмодерна, лишив их тем самым «высокой» миссии и «провиденциального» смысла, превратив в некоторый аналог «мух на стекле» (а ведь именно благодаря участия в «прогрессорском» по отношению к России проекте Быков и его единомышленники ощущали свою приподнятость над лишенной смысла российской «ризомой»). И вдруг действительно крупный современный российский писатель нанес им неожиданный удар «ниже всяких правил»; подобное не представляется Быкову ни простимым, ни допустимым. Тем больше причин для нас, уважаемые друзья и единомышленники, внимательно прочесть последний роман русского писателя Виктора Пелевина.