О СКАНДАЛЕ ВОКРУГ ДОНАЛЬДА ТРАМПА И РАЗЛОЖЕНИИ ПРИНЦИПА ДЕМОКРАТИИ

Вплоть до последних лет условный средний российский обыватель наивно предполагал, что, скажем открытым текстом, гнусность, подобная президентской избирательной кампании 1996 года в России («Голосуй, или проиграешь!»), все же невозможна в странах, причисляющих себя к числу респектабельных и «полноценно демократических». Впервые серьезно усомниться в этом предположении среднего россиянина могла заставить кампания Ширака против Ле Пена во Франции в 2002 г.. Происходящее же сегодня в США вокруг Трампа превратила уже не только мои (профессионально занимающегося политологией специалиста) сомнения в уверенное знание, но и сомнения среднего российского жителя в полноценную уверенность, что "в Датском королевстве" что-то не так. Деградировавший "западный" политистеблишмент, которому содержательно, по всей видимости, уже нечего предложить избирателям, стремительно осваивает «грязные политтехнологи» вне зависимости от конкретной страны проживания и вне зависимости от того, относится ли данная страна к "первому", "второму" или же "третьему" миру.

На мой взгляд, речь идет не просто разложении истеблишмента признанных "демократическими" государств, но о сознательных попытках последнего разложить народы собственных стран – с целью оправдать в их глазах уже произошедшее собственное разложение.

Подобную ситуацию прогнозировал еще в XVIII веке Шарль-Луи Монтескье, который в своем знаменитом сочинении «О духе законов» описывал ситуацию, связанную с разложением принципа добродетели, которую мыслитель полагал ключевым основанием демократии: «Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители. В таком случае народ отказывается признать им же самим назначенные власти и хочет все делать сам: совещаться вместо сената, управлять вместо чиновников и судить вместо судей….Тогда в республике уже нет места для добродетели. Народ хочет исполнять обязанности правителей — значит правителей уже не уважают. Постановления сената не имеют более веса — значит нет более почтения к сенаторам, а следовательно, и к старцам. Но если нет почтения к старцам, то его не будет и к отцам; мужьям не повинуются, господам не подчиняются; все проникаются духом своеволия; труд управления становится таким же тягостным, как и обязанность повиноваться. Дети, женщины, рабы забывают о покорности. Нет более нравственности, любви к порядку, нет более добродетели…. Это несчастье постигает народ, когда те, которым он доверился, стараются его развратить, желая этим скрыть свою собственную испорченность. Чтобы он не заметил их властолюбия, они говорят ему о его величии; чтобы он не заметил их алчности, они постоянно потакают его собственной алчности… Чем значительнее будут казаться выгоды, извлекаемые народом из своей свободы, тем ближе он будет к моменту, когда придется ее утратить. Появляются мелкие тираны со всеми пороками крупных. Вскоре все, что осталось от свободы, становится невыносимым бременем; тогда возвышается один тиран, и народ теряет все, вплоть до выгод от своей испорченности» [1].

Можно увидеть аналогичное описание и в Ветхом завете, и даже в классических текстах китайской философии. В частности, классический текст китайской философии "Дао дэ цзин" говорит: Вот почему дэ появляется только после утраты дао; человеколюбие - после утраты дэ; справедливость - после утраты человеколюбия; ритуал - после утраты справедливости. Ритуал - это признак отсутствия доверия и преданности. [В ритуале] - начало смуты" [2]. Ветхий завет говорит почти также чётко, как Монтескье: "Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие домы и будешь жить в них, и когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, — то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя источник воды из скалы гранитной, питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро, и чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим. Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, и будешь служить им и поклоняться им, то свидетельствуюсь вам сегодня, что вы погибнете; как народы, которые Господь истребляет от лица вашего, так погибнете и вы за то, что не послушаете гласа Господа, Бога вашего [3].

Таким образом, и чтение классиков европейской (политической) философии, и знание ветхозаветных религиозных текстов, и даже цитирование классических источников неевропейских цивилизаций оказывается весьма полезным для понимания современной политической ситуации.

----------

[1] Монтескье Ш.-Л.: О духе законов — Книга восьмая, автор Шарль Луи де Монтескьё (1689—1755), пер. А. Г. Горнфельд (1867—1941). – Глава вторая.

[2] Ян Хин-шун. "Древнекитайский философ Лао-Цзы и его учение". Москва, 1950, стих 38. http://www.lib.ru/POECHIN/lao1.txt. Иной возможный (сокращенный) перевод может звучать так: "Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие; когда потеряно добродушие, является справедливость; когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия - это только подобие правды и начало всякого беспорядка".

[3] Второзаконие 8:11-20.