ОБ ОДНОЙ ОРИГИНАЛЬНОЙ ЧЕРТЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ

Немецкий философ-экзистенциалист Карл Ясперс, который в своем знаменитом сочинении «Смысл и назначение истории» ввел в оборот понятие «демонология», с помощью которого обозначил феномен общественного и индивидуального сознания, связанный с подменой образа Бога-творца (и любой консолидирующей «большой идеи») ее суррогатами, которым вплоть до обожествления могут поклоняться отдельные люди и целые социальные группы, создавая тем самым новую разновидность неоязыческого культа. На взгляд автора, известная «демонологичность» сознания, выражающаяся в своеобразном обожествлении (вопреки здравому смыслу) отвлеченных политических принципов и идей (свободы, равенства, справедливости, демократии, рынка и др.) – родовая черта немалой части российской интеллигенции, и не только левого и либерального толков. Превращая взятую на вооружение идею в своего рода фантом, определенная часть российской интеллигенции, как правило, делает ставку на политическую силу, с которой связывает надежду на реализацию этой идеи на практике (будь то большевики, либеральные рыночные реформаторы и др.). Все издержки, связанные с попыткой реализации этой идеи на практике, как правило, списываются на «дефекты исполнителя», «противодействие реакционных сил», «косность народа», «неготовность страны к переменам», но никогда не увязываются с косностью и фанатизмом мышления самой интеллигенции или определенной ее группы. В итоге «фанатический круг» замыкается, и выход из него неизменно стоит стране и народу немалых жертв. И лишь принципиальный и рефлексивный отказ от «демонологии» как типа мышления и основы для социальной практики может дать России реальный шанс выйти из круговорота потрясений и кризисов, выйдя на траекторию устойчивого и качественного развития.