ОТЕЧЕСТВО ИЛЛЮЗИЙ, или МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ ИНФЕРНО

Представители некоторых «фракций» российской интеллигенции склонны характеризовать современное российское социальное и политическое бытие, как «инферно». У слышащего это неизбежно возникает ощущение deja vu. Ведь похожие оценки ситуации звучали накануне масштабных потрясений и 1917 г., и 1991 г.. «Инферно» действительно стало реальностью, но несколько позже. И именовалось гражданской войной (и не суть важно, что во втором случае она была «холодной» - это не помешало ей унести немалое число жизней граждан России). К сожалению, многие из негативных образов, рождающихся в сознании российского интеллектуального класса, имели склонность превращаться в реальность. В этой связи можно вспомнить и фильм «Сталкер» Андрея Тарковского («мы не знаем, чего мы действительно хотим»), и учение о мировоззренческих антисистемах, и целый ряд других близких по смыслу феноменов. В качестве иронического отступления можно предположить даже возникновение самостоятельного направления психоанализа, изучающего страхи и фобии некоторой части российской интеллигенции (ведь многие её "родовые травмы", сформулированные авторами сборника «Вехи» еще в 1909 году, остаются непреодоленными и поныне).

Главный же вопрос заключается в том, пройдем ли мы в третий раз по печально известному пути, в очередной раз наступим на те же грабли, согласившись заплатить жестокую цену за очередную антиутопию? В этой связи, может быть, для начала неплохо было бы понять, чего действительно хочет молчаливое и мирное большинство жителей России и в чем заключается уязвимость «среднего россиянина»?

На мой взгляд, эта уязвимость, прежде всего, заключается в аморфности той среды, на базе которой в свое время было призвано состояться российское гражданское общество (однако не состоялось в силу деструктивных последствий применения социальных технологий, с помощью которых продвигались в жизнь «рыночные реформы»; вопрос о том, кем и с какой действительной целью продвигались эти «рыночные реформы» здесь не ставится). Между тем, прокрустово ложе для «среднего россиянина» располагается  с двух сторон. С одной стороны, его ждёт Харибда бюрократической утилизации (как бы "либерализма навыворот"), с другой стороны, его поджидает Сцилла откровенного социального расизма и социал-дарвинизма в духе 1990-х гг. под лозунгом борьбы с «ватниками» и «неосовками». Между этими «жерновами» и находится масса нормальных, разумных и дееспособных людей, не видящих на данный момент конструктивного выхода из складывающейся ситуации. И снова возникает перспектива масштабного кровопролития, когда всё решать снова будет то радикальное и политизированное меньшинство (вне зависимости от исповедуемой им идеологии), которое как бы случайным образом "оседлает" закипающий российский "политический котёл". Уже хотя бы поэтому, вопрос о самоорганизации и самозащите «мирного большинства» в рамках реализации той или иной анти-утопии заслуживает того, чтобы уже сейчас быть поставленным в повестку дня.