ВИКТОР ПЕЛЕВИН КАК ЗЕРКАЛО СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА

В вопросе о том, кто из современных значительных русских писателей вправе считаться «зеркалом» современного российского либерализма, вплоть до последнего времени оставалась известная неопределенность. Очевидно, что им не может считаться автор фантасмагоричных постмодернистских романов о бытии современной России Александр Проханов – он скорее, напротив, он скорее занят последовательной методологической и ценностной деструкцией либерального проекта в тех формах, в которых тот сложился в 1990-е годы. Сергей Минаев, прославившийся своими романами «Духless», «Москва, я не люблю тебя» и др., скорее выступает как бытописатель современной российской пост-либеральной и квази-либеральной реальности, без претензий на философское и концептуальное осмысление российского либерального феномена. Талантливый стилист Борис Акунин (также известный как один из крупнейших специалистов по японской литературе), продолжая свою изощренную литературную игру, принципиально уклоняется от рассмотрения идеологических и метафизических вопросов в своих сочинениях, хотя и поддерживает политически современное движение «либерального протеста». В свою очередь, Виктор Ерофеев, увлеченный утонченными эстетическими поисками, слишком удалился в своем творчестве от либерального политического дискурса и контекста.

Особняком от перечисленных автором стоит Виктор Пелевин – один из наиболее талантливых и самобытных современных российских писателей. Оставаясь в рамках либерального политического дискурса и морально поддерживая «болотную оппозицию», ныне живущий в Берлине литератор в своих концептуальных исканиях сумел подняться до метафизических оснований либерального мироощущения и порядка.

«Омо́н Ра» — первый крупный роман Виктора Пелевина, написанный в 1991 году. Содержательно он представляет собой пародию на воспитательные романы завершавшейся на глазах Пелевина советской эпохи, и одновременно содержит в себе элементы триллера – к предсказывая таким образом то самое состояние, в которое превратится вскоре после его написания жизнь миллионов бывших советских людей.

За первым разошедшимся широким тиражом романом в 1993 году последует еще один - «Жизнь насеко́мых»  - фантасмагорическая социальная сатира, где Пелевин, следуя заветам Кафки, описывает жизнь постсоветского общества посредством её сопоставления с жизнью насекомых (здесь очевидны параллели с сочинением Карла Чапека «Из жизни насекомых»). Представленные Пелевиным автором типажи, при всей их гротескности,  характерны для общества начала 90-х – когда, собственно, и складывались основы того, что принято называть «либеральным порядком».

В своем ставшим впоследствии культовым романе «Поколение Пи», формально посвященному торжеству «общества рекламы и спектакля» и внешне исполненном в жанре наркотических фантазий и оккультных мистерий, Пелевин показал пустоту и выморочность новой рукотворной  «либеральной реальности», которая в 1990-е годы надстроилась над прежними формами российской жизни.

В свою очередь, в романе «Чапаев и пустота», помимо радикального перетолкования образа легендарного героя Гражданской войны, который был представлен в качестве одного из крупнейших буддистских мистиков, Пелевин акцентирует столь значимую для либерального сознания проблему относительности добра и зла, предлагая рассматривать то и другое начала как некоторую иллюзорную реальность, преодолеваемую с помощью  активной медитации. Провозглашенная в романе идея «освобождения» от «вечных истин» вполне созвучна постмодернистскому в своей основе мировоззрению современного «усредненного» российского адепта либеральной идеологии.

В романе «Ампи́р «В». По́весть о настоя́щем сверхчелове́ке, вышедшем в свет в 2006 году, специфическим образом  отражается «сверхчеловеческий» мессианский комплекс, присущий представителям российского либерально ориентированного «креативного класса».

Сюжет романа, при всей его фантастичности, относительно прост. Молодой человек по имени Роман Александрович Шторкин становится вампиром. Это происходит, когда Рома случайно знакомится с другим вампиром — Брамой, который решил покончить с собой после вампирической дуэли. Но перед этим он обязан передать другому человеку язык — особую сущность, делающую человека вампиром. С помощью «языка» вампир может читать мысли человека или другого вампира, попробовав его кровь. Как говорят вампиры — «дегустация». Подобный обряд в известном смысле напоминает инициацию «избранных» в состав «либерального сообщества», члены которого возвышаются над недостойным их российским народов, претендуя на наличие у них особой миссии и «сущности».

Здесь уже Пелевиным в иносказательной форме представлена  сама онтология российского либерализма, акцентируется его вынужденный и неизбежный дуализм, противоречивость и противоестественность этого политического и идеологического течения, вынужденного соединять в себе несоединимое – оставаясь именно «российским» либералом, последовательно отрицать историческую Россию во всех ее проявлениях, что неизбежно порождает драматические разрывы и разлому в судьбе и мышлении его приверженцев, относящих себя к «креативному классу».

В более позднем романе «S.N.U.F.F.» Пелевин выходит на уровень некоторых условных культурно-цивилизационных рефлексий, противопоставляя некоторому условному «сияющему граду на холме» условно-символическую Россию, которой отведено место среди «орков».

Сюжет романа строится вокруг взаимоотношений двух условно-фантасмагорических стран — Уркаины (Уркаинского Уркаганата), которую населяют «орки», и висящего над ней в виде гигантской искусственной сферы страны Бизантиум (Big Byz), населённой «людьми».

Уркаина является технологически отсталым обществом, а Бизантиум, наоборот, является продвинутым технологически государством с демократической формой правления. Просвещенный и прогрессивный Бизантиум страдает от недостатка физического пространства и от жестких законо, регламентирующих сексуальные отношения. Между двумя государствами существуют непреодолимые противоречия, которые рано или поздно должны вылиться в конефликт.

Вышедший в свет в 2014 году роман Пелевина «Любовь к трём цукербринам» —, представляет собой своеобразное итоговое описание текущего состояния российской «либеральной реальности» с присущими ей характерными атрибутами. В пресс-релизе сообщается, что новая книга Пелевина — это «динамичная элегия нашего дня, пропитанная горечью разочарований и парадоксальностью выводов». Среди тем и сюжетов, затронутых в книге, практически все связаны с российским неолиберальным мейнстримом — Facebook, Google, Украина, толерантность, культ потребления, интернет-зависимость, информационное рабство и терроризм.

Однако не рано ли подводить итоги? Российский либерализм сегодня находится на распутье, и его дальнейшая судьба зависит от большого числа факторов, приведенных в движение событиями весны 2014 года.

Так или иначе, у Пелевина определенно присутствует один из ключевых признаков гениальности – способность его произведений идти дальше и глубже, нежели мог изначально помыслить автор этого произведения. Отдадим же должно крупнейшему на сегодняшний день художнику, отразившему метафизику и насущные реалии российского либерализма – одного из течений, по сию пору определяющему социальное и политическое бытие современной России. И любой, кто хочет понять смысл произошедшего и происходящего с нашей страной, призван читать и осмыслять его книги, сколь бы неоднозначными по содержанию и смыслу они не казались.